Демонтаж радиатора, отжиг, очистка, переборка, грунтовка и окрашивание
Рубрики :Статьи
Эта статья посвящена технологии полного восстановления и покраски чугунной батареи. Однако мы не ограничимся простым нанесением нового слоя краски поверх наслоений старых: наша цель — привести старый отопительный прибор в состояние абсолютно нового. О том, как это сделать с минимальными финансовыми затратами, читайте дальше.
Проблемы
После двух-трех десятилетий эксплуатации чугунного радиатора он часто начинает страдать от нескольких видов, используя медицинские термины, функциональных расстройств;
- Медленная циркуляция воды в крайних секциях приводит к тому, что они постепенно заиливаются частицами песка, ржавчины и окалины. В отсутствие регулярной промывки (заметьте, не ежегодной промывки системы отопления компрессором, которая эффективно очищает лишь разводку и стояки, а именно промывки самого отопительного прибора) ил за пару десятилетий приобретает прочность камня.
Соответственно, вся батарея или ее часть перестает отдавать тепло из-за остановки циркуляции;
Заметьте: на этом этапе промывка уже не даст сколь-нибудь значимого результата. Если и коллекторы, и вертикальные каналы каждой секции заполнены окаменевшим илом, перепада давлений между отопительным контуром и атмосферой недостаточно для их очистки. Это проверено многолетней практикой автора.
- Многочисленные циклы нагрева и охлаждения, сопровождающиеся изменениями линейных размеров секций, постепенно приводят к тому, что паронитовые межсекционные прокладки утрачивают эластичность.При очередном охлаждении и сопутствующем ему сжатии секций на прокладках появляются первые капли воды. Через несколько лет течи становятся массовыми, и межсекционные соединения обрастают неопрятными потеками ржавчины;
- Многократная покраска чугунных батарей отопления превращает их поверхность в нечто, сильно напоминающее лунный рельеф: наслоения краски с перекрывающими друг друга потеками выглядит откровенно неопрятно;
- Кроме того, окраска чугунных батарей часто выполняется с использованием обычных красок для атмосферных условий или для интерьеров — алкидной эмали ПФ-115, масляных красок МА-15 и МА-25.Они не предназначены для эксплуатации при температурах выше +60 градусов; через несколько лет некогда белоснежный радиатор превращается в желтый.
Задачи
Итак, наша задача сводится к следующему:
- Удалить отложения из внутренних каналов секций и из коллекторов;
- Зачистить поверхность секций от старой краски;
- Поменять прокладки;
- Заново покрасить радиатор.
Реализация
Демонтаж
Демонтаж радиатора своими руками начинается со сброса стояков: чугунные радиаторы крайне редко комплектовались отсекающими вентилями на подводках.
Кроме того: срок службы винтовых вентилей в чугунных корпусах, которые были в ходу 30 лет назад, не превышает 10 — 15 лет. Шансы на то, что они остались исправными, минимальны.
Чтобы осушить стояк в доме нижнего розлива (то есть дома, в котором и подача, и обратный трубопровод отопления находятся в подвале), необходимо:
- Ориентируясь по подъездам (их нижние марши выдаются в подвальное помещение), найти стояк отопления, к которому подключен нужный отопительный прибор;
- Перекрыть вентиль на нем;
- Перекрыть два соседних стояка — справа и слева;
- Частично отвернуть заглушку на стояке и дождаться падения напора на ней;
- Поочередно приоткрыть вентиля на соседних стояках, чтобы выявить парный вашему;
- Открыть полностью вентиль, манипуляции с которым не вызвали увеличения напора струи из-под заглушки на вашем стояке;
- Закрыть полностью вентиль на другом стояке;
- Вывернуть заглушки для сброса парных стояков.
Для демонтажа чугунной батареи нужно:
- Согнать контргайки по резьбам на подводке до их окончания;
Обратите внимание! Если слои краски мешают отвернуть контргайку, предварительно отожгите краску на резьбе строительным феном, паяльной лампой или газовой горелкой.
- Согнать вслед за гайками проходные радиаторные пробки. Они откручиваются газовыми ключами №2 — №4. Если пробка не страгивается с места, не прикладывайте чрезмерных усилий, а нагрейте ее теми же феном или горелкой, после чего резьба отвернется гораздо легче;
- Снять батарею с кронштейнов;
- Уложив ее на пол, отвернуть глухие пробки. Не забудьте: они имеют левые резьбы, откручивать которые нужно по часовой стрелке.
Отжиг
Отжечь сразу несколько многосекционных радиаторов удобнее всего в костре: фен, горелка или паяльная лампа растянут нагрев всех секций до вишневого свечения на десятки часов.
Инструкция по отжигу предельно проста:
- Батареи складываются домиком;
- В центре домика разводится костер. Пламя поддерживается не менее 1,5 — 2 часов: все секции и, главное, их содержимое должны прокалиться до 700 — 800 градусов;
- Затем радиаторы остывают естественным образом в течение 2 — 4 часов. Ни в коем случае нельзя класть их в снег или поливать водой: резкий перепад температур может привести к появлению трещин.
Очистка
После прогрева залежи ила в каналах и коллекторах секций полностью разрушены; однако их останки нужно удалить из радиаторов. Для этого:
- Батарея разбирается радиаторным ключом на отдельные секции. После отжига эта операция требует минимальных усилий: прикипевших ниппелей можно не опасаться;
- Затем каждая секция простукивается деревянной киянкой в вертикальном положении. Высыпающиеся из нее песок и ржавчина — это остатки ранее забивавшего ее ила.
В процессе прогрева старая краска полностью выгорает, оставляя на поверхности чугуна лишь тонкий слой копоти. Поскольку покраска батарей — чугунных или любых других — требует зачистки основания, мы очищаем поверхность обычной металлической щеткой. Зачистка каждой секции занимает не более двух-трех минут.
Переборка
Теперь нам нужно заново собрать секции в отопительный прибор. Поскольку старые прокладки выгорели, требуется их замена.
Цена новой паронитовой прокладки для чугунной батареи более чем невелика — от 1,3 рубля за штуку.
Однако вместо жесткого паронита, требующего большого усилия для сжатия, лучше использовать самодельные прокладки, вырезанные из старой автомобильной камеры.
Они вырезаются обычными ножницами:
- Камера разрезается по окружности, превращаясь в плоскую полосу;
- Ниппель прикладывается к листу резины и обводится ручкой;
- Затем середина будущей прокладки вырезается ножницами с острыми кончиками лезвий;
- Наконец, прокладка обрезается по кругу. Ширина ее ободка должна быть равной примерно 10 миллиметрам: при стягивании секций резина расплющивается, и если сделать прокладку шире, то ее края будут выступать за пределы секций.
После установки прокладок ниппели стягиваются поочередно, по одному обороту за раз. Важно избежать перекосов, которые могут привести к заклиниванию резьбы или даже разрыву ниппеля.
Грунтовка
Как правильно красить батареи чугунные, обеспечив максимальное сцепление краски с основанием? Очевидно, стоит начать с грунтовки. Производители чугунных радиаторов поставляют их с покрытием антикоррозийным грунтом ГФ-021; для нас он тоже станет оптимальным выбором.
Грунтовка разбавляется до рабочей вязкости, соответствующей консистенции жирного молока, сольвентом и наносится обычной кистью в один слой. Время сушки при комнатной температуре составляет от 30 минут до часа.
Внимание: ГФ-021 позиционируется стандартом ГОСТ 25129-82 как слаботоксичный материал. Все работы с ней проводятся в проветриваемом помещении; настоятельно рекомендуется использовать респиратор.
Грунт наносится максимально тонким слоем; потеки тут же подбираются кистью. Засохшие неровности грунтовки удаляются мелкой наждачной бумагой, после чего участок грунтуется повторно.
Покраска
Чем покрасить чугунные батареи для получения максимальной стабильности цвета?
Любой краской, в описании которой присутствует слово «жаростойкая». Вот несколько примеров.
Название | Краткое описание | Стоимость |
Dufa Aqua-Heizkorperlack | Водная | 435 рублей/ 0,75 л |
Текс Профи для радиаторов | Пентафталевая, разбавляется уайт-спиритом | 300 рублей/0,55 л |
Tikkurila Termal | Силиконовая на водной основе | 640 рублей/0,33 л |
Обратите внимание! Глянцевые краски подчеркивают все дефекты поверхности. Матовые скрывают их, зато склонны активно собирать загрязнения благодаря шершавой поверхности.
Как красить чугунные батареи, чтобы не получить потеков? Разбавленная до уже знакомой нам консистенции жирного молока краска наносится двумя-тремя максимально тонкими слоями с промежуточной просушкой.
Инструмент — кисть со средним ворсом и максимально прочной гильзой. Если вы, удерживая ворс и потянув за ручку, вырвали несколько волосков — значит, они будут оставаться и на окрашенной поверхности.
На фронтальные поверхности секций краску лучше наносить, уложив батарею горизонтально — так будет меньше потеков. Тыльная поверхность окрашивается аналогично; по понятным причинам радиатор переворачивается только после полной просушки.
После высыхания каждого слоя радиатор осматривается на предмет потеков; все обнаруженные дефекты тут же зачищаются мелкой наждачной бумагой. Последний слой не шлифуется.