Монтаж сплит-систем на совесть
Рубрики :Статьи
Собранная за многие годы статистика свидетельствует, что более 85% всех проблем бытовых сплит-систем, возникающих в первый год работы, вызваны неквалифицированным монтажом. Эти цифры означают, что финансовое благополучие любой компании, занимающейся установкой и сервисным обслуживанием климатического оборудования, напрямую зависит от профессионализма монтажников. Каждый обнаруженный клиентом дефект или недочет выливается не только в дополнительные расходы на выполнение гарантийных обязательств, но и в прямые репутационные потери. Ведь шила в мешке не утаишь. В наш век вездесущего Интернета и социальных сетей негативные отзывы распространяются очень быстро. Давайте разберем наиболее опасные и досадные ошибки монтажа сплит-систем и попробуем выяснить, как свести их к минимуму.
Слово клиента против голоса разума
Установка внутреннего блока представляется наиболее простым этапом монтажа сплит-системы. Однако и тут есть ряд тонкостей, игнорирование которых может доставить немало проблем.
Внутренний блок крепится на монтажную пластину (кронштейн), которая непосредственно фиксируется на стене. Перед сверлением отверстий под крепеж полезно с помощью детектора удостовериться в отсутствии в стене скрытой электропроводки, труб отопления или водоснабжения. На слово владельца квартиры в этом случае полагаться точно не стоит, так как исправлять последствия перебитого провода или трубы придется за счет компании.
Специалисты подчеркивают, что установка должна проводиться только с использованием уровня, а не «на глазок». Все производители требуют жестко соблюдать горизонтальную ориентацию внутреннего блока. Даже незначительный перекос приведет к тому, что конденсат, неизбежно образующийся при работе кондиционера (до 1-2 л в час), перестанет отводиться через дренажную трубку, а будет просто стекать на пол или стену помещения.
Еще один важный момент – это расположение внутреннего блока в помещении. Зачастую клиенты сами желают выбрать, куда установить кондиционер – исходя из собственных соображений о целесообразности и эстетичности. И порой их решения бывают не очень удачными. Так, однозначно плохая идея – повесить прибор напротив кровати, дивана или рабочего места. В этом случае поток холодного воздуха будет направлен точно на человека.
«Внутренние блоки современных сплит-систем очень компактны. Например, модель GHIGO CS/CU-21H3A-V124 Modern имеет габариты всего 745х250х195 мм. Так что у клиента велик соблазн «спрятать» агрегат в незаметных местах, например, над шкафом или за мебельным гарнитуром, – рассказывает Иван Новосельцев, технический директор компании «Термокул РУС», эксклюзивного дистрибьютора климатического оборудования под маркой CHIGO. – Однако монтажники должны быть непреклонны в следовании ряду правил. Чтобы ничего не препятствовало свободному поступлению воздуха к внутреннему блоку, расстояние от потолка и от внешней стены должно быть не менее 100 мм. Кроме того, необходимо оставлять минимум 500 мм свободного пространства спереди и снизу от внутреннего блока кондиционера. Также недопустимо близкое расположение внутреннего блока к стоякам отопления. За долгий отопительный сезон высокие температуры могут способствовать выходу из строя электронных компонентов кондиционера».
Открытый всем ветрам
При установке внешнего блока сплит-системы монтажникам приходится учитывать множество факторов, начиная с особых пожеланий клиента и требований местного законодательства и заканчивая особенностями фасада здания и местного климата.
С точки зрения монтажника наиболее удобно, когда внешний блок располагается непосредственно под открывающейся створкой окна. В таком случае для его установки и сервисного обслуживания не требуется использовать альпинистское оборудование, организовывать доступ на крышу и т.п. Также самый простой вариант не требует прокладки более протяженной трассы, что может удорожать монтаж на пару тысяч рублей, а с этим смирится далеко не каждый клиент.
Чаще всего монтажники имеют дело с железобетонным или кирпичным основанием, на котором фиксация кронштейнов не представляет сложности. Одно из немногих требований – расстояние от стены до радиатора наружного блока должно быть не менее 100 мм. Также важно строго соблюдать горизонтальную ориентацию агрегата, отклонение от которой приводит к повышенному уровню шума и вибрации, более того возрастает риск выхода блока из строя, все это явно не понравится клиенту.
В последние годы появляется все больше жилых и общественных зданий с системами наружного утепления фасада. В них слой теплоизоляции толщиной до 100-200 мм располагается на внешней стороне стены и защищается от погодных воздействий штукатуркой (так называемый «мокрый фасад») или облицовочными плитами на металлической подконструкции (навесная вентилируемая система). Многие монтажные бригады предпочитают не связываться со столь сложными фасадами и навешивают внешний блок на парапет балкона (если он бетонный или кирпичный). Но что делать, если балкон отсутствует или парапет представляет собой непрочную металлическую, композитную или стеклянную панель?
Поставщики навесных фасадных систем обычно имеют специальные проектные решения для монтажа внешних блоков кондиционеров. Но если монтажники выполняют частный заказ владельца квартиры, а не застройщика или управляющей компании, проектная документация чаще всего им недоступна. Так что приходится обращаться к универсальным решениям.
К примеру, для установки кондиционера на штукатурном фасаде специалисты рекомендуют дистанционную крепежную систему Fischer Thermax. Кронштейны в этом случае не опираются на штукатурную поверхность (она слишком хрупкая и трескается даже от удара кулаком), а «стоят» на длинных анкерах, проникающих в стену сквозь слой теплоизоляции. Благодаря пластиковым терморазрывам анкера не становятся «мостиками холода». В результате снижается риск выпадения конденсата на кронштейнах и вокруг них и сохраняется теплотехническая однородность фасада.
В случае вентилируемой навесной системы всё немного сложнее. Грубейшей и опасной ошибкой будет попытка прикрепить кронштейны внешнего блока непосредственно к облицовочным плитам. Они держатся лишь на стальных клипсах-кляммерах и не готовы воспринять дополнительную нагрузку в 35-120 кг.
Типичное решение в таком случае – снять несколько плит облицовки и крепить кронштейны поверх теплоизоляционного слоя на описанные выше дистанционные анкера. Проходящую снаружи часть трассы в этом случае можно спрятать в вентилируемый зазор, под облицовку. Если в качестве облицовки используется минеральный материал, например, керамогранит или фиброцемент, то анкеры могут быть закреплены в стене прямо сквозь отверстия, пробуренные в плите с помощью алмазной коронки.
Самая важная трасса
Один из самых ответственных и трудоемких этапов монтажных работ – прокладка трассы (фреоновых и дренажной магистралей, а также электрического кабеля). Ошибки, допущенные на этой стадии, с наибольшей вероятностью приводят к скорому выходу кондиционера из строя.
Самая «безобидная» ошибка – это отсутствие уклона трассы в сторону наружной стены (не менее 2 см на 1 м), который позволит конденсату из внутреннего блока самотеком отводиться на улицу по дренажному каналу. Этот недочет приводит к застаиванию воды в дренажной ванне и трубке, появлению неприятного запаха и протечкам. Во всех ситуациях, когда естественный отток конденсата затруднен, спасти положение может установка дренажной помпы.
Особое внимание должно уделяться качеству и подготовке медных труб, которые используются для прокладки холодильного контура.
«Для резки таких труб ножовка по металлу или болгарка не подходит, так как труба неизбежно деформируется, а в просвет трубы может попасть стружка. Для чистого и ровного среза следует использовать только роликовый труборез, например, RIDGID 118 AUTOFEED, – отмечает Антон Милюшкин, инженер по продажам российского подразделения компании RIDGID, ведущего мирового производителя профессионального инструмента для строительно-монтажного, сантехнического и промышленного секторов. – Такие ответственные операции, как снятие внутренней фаски и развальцовка медных труб, также должны производиться специальными инструментами. Следует избегать перегибов трубок при поворотах. Этот дефект неизменно приводит к проблемам в циркуляции хладагента и перегрузкам при работе компрессора. Чтобы согнуть трубы без заломов, лучше использовать профессиональные рычажные или гидравлические трубогибы».
Важнейшее условие долговечности кондиционера – отсутствие любых загрязнений в просвете трубопроводов из специальной, т.н. «холодильной» меди, которая отличается от водопроводной значительно меньшим количеством примесей. Мусор может попасть в систему не только в процессе резки труб, но и при их пайке. Поэтому процесс рекомендуют проводить под азотом, без доступа кислорода, чтобы не образовывалась окалина. Стружка, окалина, влага, простая пыль и грязь – всё это становится причиной «безвременной кончины» компрессора. Поэтому рекомендуют вначале установить внутренний и внешний блоки, а уже потом соединять их «свежепроложенной» трассой.
«Известен случай, когда проложенную трассу оставили на несколько дней без подключения к внешнему и внутреннему блокам. За это время в просвет трубы попал строительный мусор. Позднее это стало причиной выхода из строя компрессора, – рассказывает Владимир Щербаков, начальник сервисного отдела компании «Биосистемы Комфорта», занимающейся продажей, монтажом и сервисом климатического оборудования в г. Ростове-на-Дону.
При монтаже медных трубок для подвода и отвода хладагента специалисты рекомендуют теплоизолировать каждую трубку отдельно, а не в единой теплоизоляции. Дело в том, что в случае непосредственного контакта между входящей и выходящей трубками происходит теплообмен. Из-за этого эффективность работы кондиционера снижается, а нагрузка на компрессор возрастает.
Чтобы теплоизоляция трубопроводов не разрушалась под воздействием погодных факторов (или птиц, которые могут использовать его как материал для гнезд), трассу надлежит обернуть специальным монтажным скотчем.
Этап соединения медных труб со штуцерами внешнего и внутреннего блоков с помощью накидных гаек также весьма ответственен. Чтобы обеспечить герметичность и избежать возникновения микротрещин, затягиваться они должны с определенным усилием, зависящим от диаметра трубы. Крутящий момент можно проконтролировать только с помощью ключа с динамометром.
«В компаниях, в которых ответственно относятся к установке сплит-систем, после монтажа фреоновой магистрали принято проводить ее опрессовку смесью фреона и осушенного азота под давлением 1,5 от рабочего. Это позволяет проверить герметичность холодильного контура перед его вакуумированием и заполнением хладагентом, – рассказывает Иван Новосельцев («Термокул РУС», CHIGO). – Затем с помощью вакуум-насоса в контуре создают вакуум на уровне 4-5 мм ртутного столба и выдерживают 15-30 мин. Это делается для того, чтобы удалить всю влагу из системы».
По утверждению специалиста, этот важнейший этап монтажники могут сознательно пропускать – ради экономии времени или по причине отсутствия вакуум-насоса. Некоторые производители в инструкциях указывают, что при малой длине трассы (до 3 м) допустимо просто «продуть» систему избытком фреона из емкости во внешнем блоке. Однако присутствие в качестве примеси воздуха ведет к проблемам в работе холодильного контура, и, в конечном счете, снижению ресурса кондиционера, а также повышенному энергопотреблению.
Иван Новосельцев («Термокул РУС», CHIGO) считает, что наиболее опасно попадание в хладагент влаги, содержащейся в воздухе. Самое очевидное последствие – ее намерзание в просвете капиллярной трубки и блокирование движения фреона, что приводит к частым включениям/выключениям системы.
Особенно чувствительны к качеству вакуумирования модели с HCF (фторуглеродными) хладагентами, например, такими как R-407с и R-410А, имеющими в своем составе синтетическое полиэфирное масло. В соединении с водой оно образует кислоты, которые частично растворяют медь из теплообменника и трубопроводов и осаждают ее на стальных поверхностях компрессора, что через какое-то время приводит к выходу его из строя.
«Мы нередко оказываем услуги по ремонту кондиционеров, установленных другими компаниями, и можем видеть весь спектр ошибок монтажа. За последние годы профессиональный уровень заметно вырос, как и техническое обеспечение бригад. Так что ошибки, связанные с прокладкой фреоновых магистралей, встречаются довольно редко, – отмечает Владимир Щербаков («Биосистемы Комфорта»). – Гораздо чаще можно столкнуться с последствиями ошибок при подключении силовых и сигнальных кабелей, так как схемы могут сильно различаться у разных моделей».
По свидетельству Ивана Новосельцева («Термокул РУС», CHIGO), даже такой «пустяк», как плохой контакт (например, при использовании простого зачищенного провода вместо качественно обжатого наконечника), может привести к выходу из строя электроники сплит-системы.
Требуются профессионалы!
В преддверии «горячего сезона» в печатных СМИ и на профильных интернет-площадках встречается все больше объявлений о приеме на работу монтажников кондиционеров. Среди них несложно найти такие, где не требуется опыта работы, а всему необходимому обещают научить прямо в процессе обслуживания клиентов. Невеселая перспектива для клиента – быть подопытным кроликом, не так ли? Как мы могли убедиться, у новичка есть немало способов превратить современную сплит-систему в не подлежащую ремонту груду металла и пластика. И доверять ему ассистировать при монтаже – всё равно, что пускать к операционному столу первокурсника медвуза.
«Значимость профессиональной подготовки в нашем деле трудно переоценить, причем важны не только теоретические знания, но и живой практический опыт. С этой точки зрения большое подспорье – программы обучения, семинары и мастер-классы, организуемые поставщиками климатического оборудования», – комментирует Максим Баранов, генеральный директор компании «Биосистемы Комфорта».
Несложную истину о том, что безупречную работу кондиционера на протяжении многих лет определяет не именитый бренд, а профессиональный монтаж и своевременный сервис, потребители уже вполне усвоили. А значит, дилетантам в этом бизнесе остается все меньше места.
Источник: http://vashdom.ru/